ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Свершилось! Дошкольное образование - первая ступень образования в Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в Российской истории и вступил в силу с 1 января 2014г. ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
ФГОС ДО обязателен к применению организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее- образовательные организации), а также может использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Требования ФГОС ДО исходят из того, что образовательные организации должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах
- социально-коммуникативного,
- познавательного,
- речевого,
- художественно-эстетического
- физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Среди требований к психолого-педагогическим условиям такие, как требование уважения к человеческому достоинству детей, использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) должна проводиться квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только с согласия их родителей (законных представителей).
Результатом освоения основной программы дошкольного образования являются целевые ориентиры:
- целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;
- целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).
О требованиях к работе с родителями
В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию образовательной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество образовательной организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы дошкольного образования образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная организация обязана:
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.